Четверо смелых
В первых числах декабря четыре российские авиакомпании объявили о создании альянса. «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии», Челябинское авиапредприятие (ЧАП) и «Авиаэкспресскруиз» планируют выработать единую позицию при распределении между собой рынков. Предполагается совместное использование парка воздушных судов, разработка и проведение единой тарифной политики, а также формирование общего механизма продаж перевозок. По словам гендиректора «КрасЭйр» Бориса Абрамовича, фактически речь идет об объединении сети маршрутов и сети продаж. При этом предприятия должны сохранить юридическую независимость.
Форма постановки задачи не нова. Еще с осени прошлого года среди авиаторов витает идея объединения коммерческого управления авиакомпаниями без слияния их акционерного капитала или производственной базы. Это позволяет снять ряд почти непреодолимых в сегодняшних условиях противоречий между предприятиями разной формы собственности и регионов базирования. Вопрос в том, насколько продвинутся четыре «пионера» в ее реализации.
Соглашение, по мнению многих ставшее реакцией на стихийное формирование свободного внутреннего рынка в результате практически прекратившегося его регулирования со стороны государственных органов в последние полгода, готовилось несколько месяцев. Однако несмотря на долгое обсуждение, конкретные механизмы построения работы внутри альянса еще не определены. Как сообщил Борис Абрамович, который, с высокой степенью вероятности, встанет во главе нового объединения, в течение недели-двух предполагается разработать механизмы управления и принятия решений в рамках альянса. Тем не менее, уже сейчас определено, что высшим руководящим органом станет совет, состоящий из топ-менеджеров авиакомпаний-участниц, которые будут в рамках альянса полностью равноправными, вне зависимости от величины предприятия. В перспективе возможно также создание управляющей компании.