Европейские авиакомпании готовятся к медленному восстановлению рынка

Три крупнейшие авиационные группы Европы представили финансовые отчеты за 2020 г., перевернувший авиатранспортную отрасль вверх дном. Многомиллиардные убытки наглядно указывают на сложность задачи для этих перевозчиков выжить в 2021 г. — даже с учетом надежд на оживление рынка по мере распространения вакцинации. Глядя по нынешние показатели пассажиропотока, в среднем едва достигающие трети предкризисного уровня, участники отрасли понимают, что восстановление будет небыстрым и, вероятно, нелинейным, учитывая неопределенность относительно распространения вируса, темпов и эффективности вакцинации.

• Air France — KLM ждет дополнительного пакета государственной помощи
• Lufthansa спишет 93 широкофюзеляжных ВС, рассчитывает вернуться к прибыльности в 2021 г.
• IAG сокращает запланированные поставки самолетов, чтобы сократить капитальные затраты

Lufthansa Group, отчитываясь о финансовых результатах года, представила пересмотренные планы оптимизации самолетного парка для повышения эффективности в посткоронавирусной реальности. Для немецкой группы 2020 г. стал худшим за всю историю существования: чистый убыток группы составил 6,7 млрд евро. В ближайшие годы группа выведет из эксплуатации восемь типов дальнемагистральных ВС. Президент группы Карстен Шпор объявил, что не видит перспектив возвращения в эксплуатацию четырехдвигательных Airbus A380 и A340-600. Парк также покинут все Boeing 777-200ER, 747-400, 767-300ER; Airbus A340-300, A330-200 и грузовые MD-11F. Авиакомпании группы (Lufthansa, Swiss, Eurowings, Austrian Airlines, Brussels Airlines и Lufthansa Cargo) совокупно спишут 14 A380, 11 В-747-400, 43 A340, 8 A330-200, по 6 В-767-300ER и В-777-200ER и 5 MD-11F — всего 93 ВС только в дальнемагистральном сегменте. В будущем дальнемагистральные маршруты группы будут обслуживать В-747-8, 777-300ER, 777-9, 787-9; A330-300, A350-900 и грузовые В-777F. Кроме того, Шпор объявил, что авиакомпании обсуждают решение о списании всех самолетов, возраст которых превышает 25 лет, в том числе ближнемагистральных.

Реализованные инициативы по сокращению расходов оказались эффективны, и благодаря экономии германская авиакомпания к концу декабря накопила финансовую подушку в размере 10,6 млрд евро, поэтому в 2021 г. не планирует брать дополнительные кредиты, даже если пандемия будет отступать медленнее, чем ожидалось. По словам Шпора, компания будет стремиться вернуться к прибыльности в следующем году.

Читайте также  Выручка Lufthansa Technik сократилась на 43% в 2020 году

В этом году группа рассчитывает использовать в лучшем случае половину предкризисных провозных мощностей (по предыдущему прогнозу — 60%). В I квартале этот показатель не превысил 20% от аналогичного периода 2019 г. Однако авиакомпания готова выставить до 70% провозных мощностей, если будет спрос, заверил Шпор.

Между тем International Airlines Group (IAG), в которую входят авиакомпании  Aer Lingus, British Airways, Iberia, Level и Vueling, также отметила, что в первые месяцы 2021 г. в расписании было задействовано не более 20% провозных мощностей, что отражает очередное ужесточение карантинных мер по сравнению с IV кварталом прошлого года, когда в активной эксплуатации находилось до 26% совокупных мощностей группы. Тем не менее British Airways отметила резкий рост числа бронирований на летний сезон, после того как Великобритания объявила о намерениях постепенно ослаблять ограничения. Авиакомпания заявила, что готова оперативно отреагировать на повышение спроса.

В 2020 г. выручка группы составила 7,8 млрд евро (снижение на 75% по сравнению с 2019 г.), убытки — 7,4 млрд евро (разница операционной прибыли с предыдущим годом составила 10 млрд евро). Чтобы сократить капитальные расходы, IAG радикально сократила количество запланированных поставок новых самолетов. В 2021 г. совокупный парк группы пополнится только пятью узкофюзеляжными и десятком широкофюзеляжных самолетов. На 2022 г. запланировано не более 15 поставок. На конец прошлого года парк группы IAG насчитывал 533 самолета, на 65 меньше, чем годом ранее.

Группа Air France — KLM понесла убытки в размере 7,1 млрд евро, и сейчас все усилия руководства группы направлены на планы рекапитализации и концессии слотов — необходимые условия для получения одобрения Еврокомиссии на выделении группе дополнительного пакета государственной помощи. Министр транспорта Франции Жан-Батист Джеббари отметил, что переговоры с Еврокомиссией продлятся "столько, сколько необходимо для достижения справедливого компромисса". Французское правительство готово поддержать группу, поскольку кризис продолжает разворачиваться: в начале года Air France теряла боле 10 млн евро в день. Авиакомпания предупредила, что финансовые результаты I квартала 2021 г., вероятно, окажутся хуже, чем за тот же квартал прошлого года.  

Читайте также  Уникальные возможности для запуска авиакомпаний?

В начале кризиса Air France получила помощь в размере 7 млрд евро, в то время как правительство Нидерландов также предоставило KLM 3,4 млрд евро. Однако сейчас от Air France требуют отказаться от части слотов во втором по величине аэропорту Парижа — Орли, чтобы выполнить антитрастовые требования ЕС. Аналогичные требования предъявлялись к Lufthansa в отношении хабов во Франкфурте и Мюнхене. Однако правительство Франции (владеет долей в 14,3% в группе, доля Нидерландов — 14%) воспротивилось требованию отдать ценные слоты в Орли, поскольку такой шаг снизит способность авиакомпании успешно конкурировать с лоукост-перевозчиками в долгосрочной перспективе.

Air France планирует принять шесть Airbus A350 и такое же количество A220 в 2021 г. KLM ожидает поставки как минимум семи Embraer 195-E2, нескольких Boeing 787-10 и двух 777-300ER; региональное подразделение группы Transavia France получит восемь Boeing 737-800. Однако в будущем группе понадобится меньше самолетов: в 2022 г. на 7% меньше, чем в 2019-м. Поэтому несколько типов ВС, в том числе четырехдвигательные Airbus A380, A340 и Boeing 747, будут выведены из эксплуатации.

Add a Comment