IATA ухудшила финансовый прогноз на 2021 год

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) изменила свой прогноз финансовых показателей отрасли за 2021 г. в сторону ухудшения по сравнению с прогнозом декабря 2020 г. Тем не менее организация по-прежнему придерживается оптимистичного сценария восстановления спроса в 2022 и 2023 г.

"Темпы восстановления ниже, чем ожидалось", — пояснил новый генеральный директор IATA Вилли Уолш, призвав правительства продолжить оказывать поддержку отраслевым организациям с целью сохранения квалифицированного штата. Он подчеркнул, что по мере окончания сроков действия общей экономической поддержки, авиатранспортной отрасли могут понадобиться специальные, ориентированные на нее механизмы государственной помощи в ближайшие несколько месяцев.

Если по прежним прогнозам IATA в 2021 г. убытки авиакомпаний могли составить до 38 млрд долл., то в нынешнем прогнозе эта цифра увеличилась до 47–48 млрд долл. Ухудшение объясняется существующими тенденциями изменения пассажиропотока. По последним подсчетам IATA, за 2021 г. пассажиропоток составит всего 43% от уровня 2019 г. (прежний прогноз: 51%). Отрицательный денежный поток также не удастся остановить в 2021 г., эта тенденция продлится до 2022 г.

Но в прогнозе есть и светлые пятна. "Есть хорошие новости, есть плохие", — резюмирует Уолш. Среди первых — существенное оздоровление финансовых показателей отрасли с начала года по мере проявления эффекта от проведенной реструктуризации и сокращения расходов авиакомпаниями. Главный экономист IATA Брайан Пирс подчеркивает, что прогнозы на 2022 и 2023 г. существенно улучшились в ожидании "уверенного возвращения доходов" — при условии что развитие новых штаммов вируса удастся сдерживать.

IATA также придерживается позиции, что нынешний низкий уровень пассажиропотока объясняется исключительно карантинными ограничениями, непредсказуемо вводимыми правительствами стран, а не отсутствием спроса. Пирс подчеркнул: в целом экономическая ситуация выглядит удовлетворительно, учитывая что уровень производства и индекс предпринимательской уверенности превысили докризисные показатели. "Существует отложенный спрос, и [у населения] есть сэкономленные средства, чтобы их потратить", — полагает он. Поэтому второе полугодие 2021 г. будет лучше первого. "Распространение вакцины должно открыть некоторые международные рынки", — предполагает Пирс. До сих пор международные потоки не превышают 10% от уровня 2019 г., но по прогнозам IATA, могут достичь 34% по итогам года. Что касается внутренних рейсов, то несмотря на откат вследствие новых ограничений на китайском рынке в феврале, за весь год пассажиропоток составит 96% от докризисного уровня.

Читайте также  Общий объем пассажирских перевозок группы "Аэрофлот" ополовинился в 2020 году

Показатели рентабельности будут сильно разниться по регионам. Авиакомпании в странах, где внутренний рынок достаточно обширный, например в США, быстрее всех восстановят финансовый статус.

Спрос на грузоперевозки продолжает расти, но неравномерно: ближневосточные хабы и страны Азиатско-Тихоокеанского региона по-прежнему укрепляют позиции, в то время как европейский рынок сравнительно слабее.

Одна из центральных проблем, которую предстоит решить авиатранспортной отрасли, — это колоссальная долговая нагрузка, которую авиакомпаниям пришлось принять, чтобы сохранить ликвидность во время кризиса. По оценкам IATA, общий размер долга вырос на 220 млрд долл., до 651 млрд долл., с 2019 г.

"Такой уровень долговой нагрузки непосилен", — считает Пирс. Он уверен, что авиакомпании должны использовать любые излишки доходов, чтобы сократить долги. Около 96 млрд долл. авиакомпании должны по правительственным программам, остальные средства были предоставлены банками и лизинговыми компаниями.

Add a Comment