Ключевые риски в области госуправления гражданской авиацией

B течение прошедших 10 лет в авиатранспортной отрасли РФ происходили институциональные изменения, носившие разнонаправленный характер. Деятельность Минтранса по повышению качества законодательной базы привела к устранению ряда избыточных норм (таких, как снятие таможенных пошлин на приобретение ВС иностранного производства, разрешение невозвратных билетов, внедрение электронной регистрации пассажиров, освоение e-freight и пр.) и позволила существенно повысить эффективность коммерческой деятельности в области ГА. Вместе с тем ряд других шагов со стороны регулирующих органов привел к ограничению доступа на рынок новых участников, усилению рыночных перекосов, выраженной тенденции к концентрации и монополизации на рынке, к стагнации и деградации в секторе авиации общего назначения. Можно говорить о том, что при определенном улучшении нормативной базы практика регулирования рынка далека от эффективности и формирует устойчивые риски, которые могут привести к негативным последствиям для отрасли как в долгосрочной, так и в средне- и краткосрочной перспективе. При этом законодательная база в области авиатранспорта также нуждается в существенной корректировке, а возможно, и в принципиальном изменении.

В целом среди таких регуляторных рисков можно выделить несколько основных направлений.

Ограничение конкуренции

Тенденция концентрации на рынке коммерческих перевозок, выраженная с 2011 г., была во многом определена решением о передаче "Аэрофлоту" авиакомпаний, находящихся в госсобственности. При кажущейся рациональности такого шага это на практике дало группе компаний "Аэрофлот" рыночную силу, которая позволяет ей  явно доминировать на рынке, почти в 5 раз превышая по объему перевозок ближайшего преследователя. Дискуссии о методах по сохранению и развитию конкуренции в отрасли ведутся не первый год, однако эффективных механизмов пока предложено не было.

Читайте также  Вертолетчики ищут подъемную силу

Add a Comment