Сильный рост при слабой экономике

Российская отрасль гражданской авиации показала в 2017 году прекрасные результаты роста валовых показателей, которые, впрочем, не сопровождаются заметным улучшением финансового состояния отрасли. Авиаперевозчикам удалось решить ряд жизненно важных для себя проблем, однако устойчивость и направление развития отрасли остаются под вопросом.

Динамика пассажиропотока (рис. 1) позволяет говорить об уверенном послекризисном росте отрасли воздушных перевозок.

Начиная с IV квартала 2016 г. перевозки российских авиакомпаний после двухлетнего снижения перешли к быстрому восстановительному росту и впервые превысили 105 млн пасс. Впрочем, на международных воздушных линиях (МВЛ) перевозки пока не восстановили достигнутого в 2014 г. значения 46,9 млн пасс. Более того, из-за ряда причин (в первую очередь — из-за девальвации рубля в 2014 г.) изменилась структура перевозок. С 2000 по 2013 г. перевозки на МВЛ росли опережающими темпами по сравнению с перевозками на внутренних воздушных линиях (ВВЛ), в результате чего доля ВВЛ в общем объеме перевозок почти монотонно снижалась — с 60% в 2001 г. до 46% в 2013 г. Начиная с 2014 г. перевозки на ВВЛ растут опережающими темпами, что привело к росту их доли в 2017 г. до прежних 60%. Эта особенность очень важна, поскольку, как мы подробно покажем далее, перевозки на ВВЛ были и остаются убыточными, то есть рост объемов не улучшает финансового положения авиакомпаний.

Читайте также  Mitsubishi может купить программу Bombardier CRJ

Add a Comment