В США разрабатывают электрический экраноплан
Стартап из Бостона решил по-новому взглянуть на транспортное средство, объединяющее в себе свойства судна и летательного аппарата — экраноплан, используя современные технологии: электрический двигатель, перспективную систему управления полетом и подводное крыло, чтобы создать экологически чистое, коммерчески эффективное транспортное средство для перевозки 10 пасс.
Предполагается, что надводный глайдер может стать альтернативой скоростным паромам и региональной авиации для соединения пар приморских городов. Regent, так называется компания, уже получила предварительные заказы как от операторов паромов, так и от небольших авиакомпаний, занимающихся перевозками между островами, заявил президент компании Билли Тальхаймер.
Regent планирует вывести электрическое судно на динамической воздушной подушке на рынок в пятилетний срок. "Мы считаем, что сможем предложить первый коммерчески эффективный экраноплан, используя существующие технологии: электродвигатели, органы управления полетом и подводное крыло", — сказал Тальхаймер.
Использование эффекта "аэродинамического экрана", который образуется при движении крыла на небольшой высоте от поверхности воды, сокращает индуктивное сопротивление, поэтому топливная эффективность таких аппаратов выше, чем у обычных самолетов, при этом они развивают более высокую скорость, чем скоростные суда. По конструкторским расчетам Regent, дальность экраноплана составит 290 км при скорости 290 км/ч в пилотируемом полете на высоте пары метров над водной поверхностью.
Однако у таких гидроэкранопланов есть существенные недостатки, в том числе длинная дистанция разбега и невозможность эксплуатации при высоких волнах. Это не позволяет использовать их для регулярных полетов между крупными гаванями при любых погодных условиях, сокращая сферу их применения, признает Тальхаймер.
"Мы видим несколько важных прорывов для электротранспорта в ближайшие пять лет, — говорит он. — Первый, в плане регулирования: Regent работает с Федеральной авиационной администрацией США (FAA) и Береговой охраной США, чтобы разрешить эксплуатацию морского планера по менее жестким морским регулирующим документам. Второе преимущество — это дальность полета, которая в два раза больше, чем у самолета с аналогичным аккумулятором, на 10–20% благодаря сниженному сопротивлению, но в остальном — за счет более низкого потребления энергии".
Чтобы решить проблему со взлетом, Regent предлагает использовать три технологии: убирающееся подводное крыло является "мостом" для сокращения промежутка между движением на корпусе на низких скоростях и полетом на высоких скоростях, что позволит глайдеру разгоняться до скорости 72 км/ч и пересекать гавань на подводном крыле, прежде чем взлетать над океаном.
Создание подъемной силы с помощью винтов на электротяге, расположенных на передней кромке крыла, снижает скорость сваливания до 72 км/ч и позволяет взлетать непосредственно с подводного крыла. Переход с корпуса на подводное крыло и затем на крыло осуществляется посредством цифровых органов управления полетом.
В настоящее время Regent разрабатывает алгоритмы управления на модели на дистанционном управлении и к концу года планирует завершить сборку модели в четверть натурального размера. Компания завершила сбор средств, к которому подключились в том числе миллиардер Марк Кьюбан и фирма, занимающаяся продвижением стартапов — Y Combinator.
"У нас достаточно финансирования на ряд лет вперед, чтобы построить несколько прототипов и собрать команду. То, что мы находимся на пересечении авиации и морского судоходства, позволяет нам выбирать экспертов из разных отраслей", — подытожил Тальхаймер.
Regent обсуждает возможность создания большого, 50–70-местного экраноплана с авиаперевозчиками :: Regent