Уникальные возможности для запуска авиакомпаний?

С того момента, когда пандемия коронавируса нанесла свой разрушительный удар по отрасли воздушного транспорта, прошел год. И до сих пор во многих регионах продолжается хаос стихийных карантинных мер и ограничений вслед за изменениями динамики заболеваемости. Меры государственной поддержки авиатраспортной отрасли, совокупно достигшие 200 млрд долл., не уберегли многих перевозчиков от банкротства. Около трех десятков авиакомпаний по всему миру инициировали процессы реструктуризации под защитой статьи 11 законодательства США или аналогичных ей национальных законодательных актов. Многие ушли с рынка или были закрыты владельцами. Среди примеров — South African Airways, Air Italy, Flybe, Germanwings, NokScoot, Air Asia Japan и другие.

Но на то она и авиация, что даже в такие времена наблюдается набирающая силу тенденция появления новых проектов авиакомпаний, многие из которых уже "на низком старте", в ожидании подходящего момента для запуска полетов. "Мы предполагаем, что в 2021 году будет больше стартапов, чем было банкротств в 2020 году, — считает президент лизинговой компании Avolon Домналл Слэттери. — Запускается новый цикл. Будут новые победители".

Не надо быть оракулом, чтобы предсказать, что далеко не все новые проекты реализуются и окажутся успешными в долгосрочной перспективе. Но нельзя отрицать, что время, в каком-то смысле, действительно благоприятно, — если инвесторы готовы к высоким рискам. "Похоже, 2021 год — неплохой для запуска авиакомпании, поскольку можно начать с низкой расходной базой", — отмечает президент DAE Capital Фироз Тарапоре. С другой стороны, Джон Стриклэнд, директор JLS Consulting, замечает, что это отнюдь не является гарантией успеха. "То, что самолеты доступны за меньшие деньги, само по себе не означает, что новая бизнес-модель обязательно сработает, — предупреждает он. — Многие бизнесмены и в более благоприятные периоды предпринимали попытки извлечь выгоду из низкой стоимости самолетов и потерпели сокрушительное фиаско. Новым участникам рынка придется внимательно проанализировать спрос, оценивая не только возможные объемы пассажиропотока, но и цены, которые пассажиры будут готовы платить. Также важно учитывать, какой эффект возросшая конкуренция произведет в ситуации настолько размытого спроса и такого уровня неопределенности".

Читайте также  Глава "Аэрофлота" Михаил Полубояринов о стратегии, антикризисных мерах, ставке на "Победу", конкуренции с S7

По приблизительным оценкам, около 40 авиаперевозчиков всего спектра возможных бизнес-моделей по всему миру готовятся приступить к полетам. Все взгляды прикованы к последнему проекту Дэвида Нилмана — Breeze Airways. Конкуренты гадают, какую стратегию выберет на этот раз легендарный предприниматель с четырьмя успешными авиационными проектами в портфолио (Azul, JetBlue Airways, Morris Air и WestJet). Американская Breeze разместила заказ на 60 новых Airbus A220-300, но начнет полеты на бывших в эксплуатации Embraer E190. Есть совсем нишевые перевозчики, такие как базирующаяся в Андорре CieloFly, предлагающая удобные рейсы в свою страну для европейских туристов. И несмотря на то что даже первооткрыватели модели дальнемагистральных лоукост-перевозок — Norwegian и Air Asia X признали ее неэффективность, находятся желающие дать эксперименту еще одну попытку, такие как британская flypop. Особенно много новых проектов бюджетных перевозчиков. Ведомый топ-менеджером Uber вышел на рынок ЮАР лоукостер Lift, пользуясь тем, что несколько местных авиакомпаний, включая национального перевозчика, находятся на грани банкротства. Бывший президент мексиканской Interjet запускает ультралоукост в Колумбии — Ultra Air начнет осуществлять перевозки летом 2021 года. Очередной стартап готовится к выходу на южнокорейский рынок низкотарифных авиаперевозок: авиакомпания Aero K назначила первый полет на 19 февраля. Итальянская стартап-авиакомпания EGO Airways объявила о планах начала полетов в I квартале 2021 года. Она  намерена развивать сеть прямых маршрутов между региональными центрами страны.

Переживающий подъем грузовой сегмент, естественно, не остался в стороне. Муниципальная авиакомпания Northwestern Cargo International Airlines вышла на растущий рынок грузовых авиаперевозок Китая. JD, второй (после Alibaba) по величине онлайн-ретейлер в КНР, запускает собственную грузовую авиакомпанию и планирует эксплуатировать 500 грузовых воздушных судов к 2045 году.

Некоторые фундаментальные факторы рынка играют на руку стартапам. В основном существующие конкуренты сейчас ослаблены и вынуждены существенно сократить свои масштабы. Многие рыночные ниши пустуют с тех пор, как их покинули операторы во время кризиса. Проблемы найти относительно незанятый маршрут между двумя пунктами — основной проблемы европейских лоукост-перевозчиков до 2019 года — сейчас не существует. Хотя новичкам следует поторопиться с выходом на эти маршруты, пока их не возобновили прежние "хозяева". При этом и те и другие страдают от неопределенности относительно сроков, динамики и географии восстановления спроса. И в том, что касается исторических данных, сейчас все находятся в одинаковом положении: прежние паттерны могут не восстановиться в посткризисной реальности.

Читайте также  Британская компания нашла способ защиты от поддельных справок о COVID-19

Безусловно, низкая расходная база — большое преимущество для новых авиакомпаний, и это касается не только цен на авиатехнику и лизинговых ставок. Многие поставщики отрасли сейчас готовы идти на уступки. Армии оставшихся без работы пилотов, бортпроводников и техников также готовы поступиться своими зарплатными амбициями ради работы. Нехватка летного состава — еще одна проблема, оставшаяся в прошлом.

Для лизинговых компаний, таких как Avolon и DAE Capital, как и для производителей авиатехники, стартапы — благоприятная возможность сбыть самолеты, которые остались не у дел. Причем на ранних этапах, вероятно, прямые заказы производителям, такие как от Breeze, будут, скорее, редкостью, и рынок в большей степени будет принадлежать лизингодателям. И здесь вопрос в степени готовности лизингодателя к большей или меньшей степени риска. Многие поддадутся искушению заключать контракты, несмотря на сомнительные бизнес-планы. "Не все поднимутся в небо, но некоторые из самых быстрорастущих авиакомпаний следующего десятилетия появятся в текущем и следующем годах, это подтверждает и история предыдущих кризисов", — подытожил эксперт Avolon Джим Моррисон в официальном прогнозе рынка на 2021 год.

Add a Comment