В 2021 году появится больше авиакомпаний, чем обанкротилось в 2020 году
Лизинговая компания Avolon и консалтинговое агентство IBA опубликовали свои прогнозы развития ситуации на рынке воздушного транспорта в 2021 г. Общим, в их видении, оказалось предположение, что восстановление рынка будет фрагментарным, различным в зависимости от региона и от скорости распространения вакцины от COVID-19.
"Программы вакцинации будут стимулировать восстановление объемов пассажирских перевозок, но оно будет постепенным и неровным", — говорится в прогнозе Avolon. Аналогичным образом британское агентство IBA полагает, что готовность открывать государственные границы будет "сильно варьироваться" в разных странах. По данным IBA, более половины всех доз вакцин получит население Северного полушария и Океании. Эксперты подчеркивают, что это существенным образом отразится на планировании путешествий и командировок как в 2021 г., так и в дальнейшем. По мнению аналитиков IBA, лидером восстановления станет Северная Америка, где рост пассажирооборота достигнет 60% (с текущего уровня), далее следуют Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион. В остальных регионах рост пассажирооборота прогнозируется на уровне 30%.
Расположенная в Дублине (Ирландия) лизинговая компания Avolon считает, что Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) недооценивает потенциальные темпы восстановления спроса. В настоящий момент IATA прогнозирует, что пассажирооборот в 2021 г. едва достигнет половины от уровня 2019 г. Аналитики Avolon признают, что многим авиакомпаниям придется выживать с трудом, однако отмечают, что стоит обратить внимание на региональных и низкотарифных перевозчиков, а также на новичков рынка. "В 2021 г. будет больше стартапов, чем было банкротств в 2020-м. Не все поднимутся в воздух сразу, но некоторые из самых быстрорастущих авиакомпаний будущего появятся в этом году", — считают в Avolon.
Что касается парков, то в Avolon не ожидают появления созданных с нуля самолетов в ближайшем десятилетии. "Конкурентная динамика между производителями воздушных судов изменилась. И поскольку новых программ, которые могли бы заменить находящиеся в эксплуатации типы, не предвидится, остаточная стоимость существующего парка в долгосрочной перспективе защищена", — говорится в аналитической записке Avolon.
По оценке IBA, в 2020 г. количество заказов на самолеты Airbus превысит заказы на Boeing, в то время как портфель заказов американского производителя может впервые оказаться отрицательным из-за отказов от Boeing 737MAX. "В 2021 году IBA прогнозирует, что Airbus поставит заказчикам 607 самолетов (три четверти которых — семейства A320neo) по сравнению с 545 поставками в 2020 г. Прогноз поставок для Boeing — 455 самолетов, из которых также три четверти придется на Boeing 737MAX. Это существенный рост по сравнению с 83 поставками в 2020 г.", — говорится в сообщении IBA.