Китайский рынок восстанавливается после провального высокого сезона

Несмотря на колоссальные убытки в 2020 г., китайские авиакомпании в целом находятся в лучшем положении, чем большинство азиатских перевозчиков, благодаря огромному внутреннему рынку. Рынок авиаперевозок в Китае первым испытал сокрушительный удар пандемии COVID-19 в 2020-м, но и первым начал восстанавливаться. И спрос, и выставляемые провозные мощности стабильно росли в течение года, пока новая волна случаев заболевания в начале 2021 г. не порушила планы авиакомпаний на высокий сезон, связанный с празднованием китайского Нового года. После провального сезона рынок продолжил восстанавливаться, и к настоящему моменту предложение уже превышает докризисный уровень.

Недели, предшествующие празднованию китайского Нового года, обычно знаменуются скачком спроса на авиаперелеты, поскольку в это время китайцы традиционно возвращаются в родные места и навещают родственников. В нынешнем году этот период сезонной миграции пришелся на конец января и февраль, однако из-за озабоченности относительно возросшего числа новых случаев заболевания правительство ввело ограничения на перемещения граждан и призвало минимизировать поездки в праздничный сезон. Таким образом, в этом году объем трафика в праздничный сезон снизился, говорит Ву Госян, старший вице-президент авиакомпании China Southern по международным отношениям. "С марта спрос на внутренние авиаперевозки в полной мере восстановился, — заверяет он. — Люди уверены, что внутренние перелеты безопасны, благодаря успехам правительства в контролировании пандемии".

Статистика по пассажиропотоку, опубликованная Администрацией гражданской авиации Китая (СААС), подтверждает наблюдения Ву. В течение так называемой золотой недели, с 11 по 17 февраля, пассажиропоток был на 45% ниже, чем в тот же период 2020 г., и на 72% ниже уровня 2019 г. По данным СААС, 3 апреля пассажиропоток приблизился к уровню на ту же дату 2019 г. Что касается количества рейсов, то частота превысила тот же показатель 2019-го на 0,5%. И пассажиропоток, и частота рейсов существенно превысили показатели того же периода 2020 г.

Читайте также  Американский аэропорт запускает систему контроля за социальной дистанцией

Тем не менее быстрое восстановление рынка вернуло и ряд старых проблем — в частности, характерную для рынка ситуацию избыточных провозных мощностей и предложение, существенно превышающее спрос. Это приводит к ценовым войнам и лишает авиакомпании гибкости в ценообразовании, говорит Ву. Таким образом, доходы авиакомпаний рухнули по сравнению с докризисными.

China Southern остается крупнейшим игроком на внутреннем рынке Китая. На 12 апреля на долю авиакомпании приходилось 16,8% всех выставленных провозных мощностей. Отчасти избыток кресел на внутреннем рынке объясняется продолжающимися запретами на большинстве международных направлений. В настоящий момент China Southern обслуживает менее 10% своей международной сети, говорит Ву. Неясные планы открытия международного сообщения заставляют перевозчика реструктурировать парк, в том числе раньше времени списывать возрастные самолеты (главным образом, широкофюзеляжные, включая А330) и откладывать новые поставки, а также пересматривать условия лизинговых контрактов.

Авиакомпания "очень осторожно" вводит в эксплуатацию новые самолеты в условиях кризиса, говорит Ву. Однако в 2020 г. и в текущем году China Southern приняла несколько поставок — главным образом, узкофюзеляжных самолетов, поскольку спрос на ближне- и среднемагистральные перелеты достаточно высок.

В конкурирующей авиакомпании Air China также отметили, что "притормозят поставки широкофюзеляжных самолетов" из-за медленного восстановления международного рынка. Судя по всему, авиаперевозчик отложил поставки заказанных широкофюзеляжных Airbus A350, запланированные на 2020–2021 гг. Air China по-прежнему придерживается стратегии, согласно которой парк вырастет в период с 2021 по 2023 г., но львиная доля поставок придется на узкофюзеляжные машины.

Как и China Southern, Air China отмечает постепенное восстановление спроса на внутреннем рынке и ожидает, что перенос мощностей с международных на внутренние маршруты "усилит конкуренцию на внутреннем рынке".

Все три крупнейшие китайские авиакомпании понесли колоссальные убытки в 2020 г. Чистый убыток China Southern составил 10,8 млрд юаней (1,7 млрд долл.), Air China — 14,4 млрд юаней, China Eastern — 11,8 млрд юаней. Каждая из этих авиакомпаний закончила предыдущий, 2019 г. с прибылью.

Читайте также  Авиакомпания Asiana получает прибыль три квартала подряд

Четвертый по величине перевозчик Китая — HNA Group — в январе запустил процесс реструктуризации в результате банкротства. Группа ищет инвесторов для входящих в нее авиакомпаний и рассматривает вариант консолидации авиационных холдингов.

Add a Comment