Восстановление рынка авиаперевозок

Несмотря на продолжающуюся пандемию, авиаперевозки постепенно восстанавливаются. Авиакомпании с оптимизмом наблюдают долгожданное разворачивание спроса на воздушные перевозки, который сдерживался карантинными ограничениями. Поворотный момент в динамике бронирований, а также динамика таких показателей, как глубина бронирований и выручка, говорят в пользу успешного летнего сезона.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) придерживается позиции, что нынешний, по-прежнему невысокий, уровень пассажиропотока объясняется исключительно карантинными ограничениями, непредсказуемо вводимыми правительствами стран, а не отсутствием спроса: в целом экономическая ситуация выглядит удовлетворительно — учитывая, что уровень производства и индекс предпринимательской уверенности превысили докризисные показатели. «Существует отложенный спрос, и у населения есть сэкономленные средства, чтобы их потратить», — полагают в ассоциации. Поэтому второе полугодие 2021 г. будет лучше первого. Распространение вакцины должно открыть некоторые международные рынки, предполагает влиятельная организация. До сих пор международные потоки не превышают 10% от уровня 2019 г., но, по прогнозам IATA, могут достичь 34% по итогам года. Что касается внутренних рейсов, то за весь год пассажиропоток составит 96% от докризисного уровня. Хотя показатели будут сильно разниться по регионам. Авиакомпании в странах, где внутренний рынок достаточно обширный, например в США, КНР и РФ, имеют шанс восстановиться быстрее остальных.

Пассажиро-километры на ВВЛ в сравнении с 2019 годом:

Источник: IATA.

По мере того как все лучше виден свет в конце туннеля по выходу из кризиса, вызванного пандемией COVID-19, и риск авиапутешествий существенно снижается благодаря вакцинации, летний сезон обещает быть для авиакомпаний спасительным.

КИТАЙ

Рынок авиаперевозок в Китае первым принял сокрушительный удар пандемии COVID-19 в самом начале 2020 г., но и первым начал восстанавливаться. Китайские авиакомпании в целом находятся в лучшем положении, чем большинство азиатских перевозчиков, благодаря огромному внутреннему рынку. И спрос, и выставляемые провозные мощности постепенно росли в течение года, пока новая волна случаев заболевания в начале 2021 г. не нарушила планы перевозчиков на высокий сезон (конец января и февраль), связанный с празднованием китайского Нового года. Из-за озабоченности относительно возросшего числа новых случаев заболевания правительство ввело ограничения на перемещения граждан и призвало минимизировать поездки в праздничный сезон — таким образом, в этом году объем трафика в праздничный сезон существенно снизился.

Однако после провального сезона, с марта, рынок внутренних перевозок продолжил активно восстанавливаться, и к настоящему моменту предложение уже превышает докризисный уровень.

Статистика по пассажиропотоку, опубликованная Администрацией гражданской авиации Китая (СААС), показывает, что в течение так называемой золотой недели, с 11 по 17 февраля, пассажиропоток был на 45% ниже, чем в тот же период 2020 г., и на 72% ниже уровня 2019 г. Однако по данным на 3 апреля, пассажиропоток приблизился к уровню на ту же дату 2019 г. Что касается количества рейсов, то частота превысила тот же показатель 2019-го на 0,5%. И пассажиропоток, и частота рейсов существенно превысили показатели аналогичного периода 2020 г.

:: China Southern Airlines

Китайские авиакомпании очень осторожно, но все-таки вводят в эксплуатацию новые самолеты в условиях кризиса — главным образом, узкофюзеляжные ВС, поскольку спрос на ближне- и среднемагистральные перелеты достаточно высок.

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Сочетание таких факторов, как отложенный спрос, экономическое стимулирование и существенный прогресс в распространении вакцин, значительно ускорило темпы восстановления внутреннего рынка авиаперевозок в США. Согласно прогнозам консалтингового агентства Oliver Wyman, пассажиропоток на ВВЛ может вернуться к докризисному уровню уже в начале 2022 г.

Читайте также  Вызовы года: вернуть доверие, укрепить финансы, развить NDC и OneOrder

В середине марта пассажиропоток на ВВЛ в США достиг 50% от уровня 2019 г. — это самый высокий показатель с начала пандемии, объявленной в марте 2020-го.

В авангарде восстановления отрасли «отпускной» туризм, удерживающий лидирующие показатели роста последние несколько месяцев.

Постепенный рост количества бронирований по всем сегментам начался в конце марта, и данная тенденция набирает обороты. Крупнейший лоукост-перевозчик в мире Southwest Airlines закладывает вывод на рынок до 90% провозных мощностей докризисного уровня уже в II квартале.

В Southwest отмечают, что тренды бронирований на май, июнь и июль возвращаются к докризисным уровням. На настоящий момент май забронирован на 60%, июнь — на 35%, июль — на 20%, что приближается к исторически нормальным уровням для данного сезона. Ожидается, что спрос в июне может превысить уровень мая и июня 2019 г.

Одновременно с возвращением провозных мощностей восстанавливается и коэффициент занятости пассажирских кресел. В I квартале коэффициент загрузки Southwest восстановился до 73% — с 53% в январе.

Авиакомпания United Airlines, работающая по классической модели, также отмечает позитивные тенденции спроса и выручки: с середины июня уровень доходов от бронирований на внутренних направлениях превысил уровень 2019 г., коэффициент загрузки прогнозируется выше 80%.

По отчетам другого полносервисного перевозчика — American Airlines, пассажиропоток на внутренних «отпускных» направлениях приближается к уровню 2019 г. Поэтому авиакомпания намеревается в II квартале вывести на рынок до 80% докризисных мощностей. Однако такие уровни провозных мощностей не компенсируют перекосы в географии полетов American: 85% летнего расписания приходится на внутренние рейсы и всего 3–5% — на дальнемагистральные международные рейсы.

Хотя карантинные ограничения по-прежнему сводят спрос на международное сообщение практически к нулю, United ожидает восстановления спроса по мере открытия границ, особенно для вакцинированных путешественников. Авиакомпания отмечает положительную реакцию рынка на недавно добавленные в маршрутную сеть рейсы в Хорватию, Грецию и Исландию.

Вместе с открытием границ авиакомпании ждут и некоторого восстановления спроса в бизнес-сегменте в этом году, после окончания периода летних отпусков.

:: AA

Косвенные сигналы повышения активности авиапредприятий приходят и по другим каналам. 

Американский финансовый рынок вновь поверил в авиакомпании. Сразу два низкотарифных перевозчика — Sun Country и Frontier Airlines — с успехом привлекли средства посредством размещения на фондовой бирже и первичного открытого размещения акций (IPO) в марте и вовсю готовятся к активному росту в период посткоронавирусного восстановления.

Кроме того, улучшающаяся ситуация даже позволила увидеть окно возможности новым игрокам. Как минимум две бюджетные авиакомпании, ведомые успешными интерпренерами, попытают счастья — Breeze Airways и Avelo Airlines. Все взгляды прикованы к последнему проекту Дэвида Нилмана — Breeze Airways. Конкуренты гадают, какую стратегию выберет на этот раз легендарный предприниматель с четырьмя успешными авиационными проектами в портфолио (Azul, JetBlue Airways, Morris Air и WestJet). А новый ультралоукостер Avelo Airlines уже приступил к выполнению полетов 28 апреля. В качестве базового авиаперевозчик выбрал расположенный неподалеку от Лос-Анджелеса аэропорт Голливуд-Бербанк, откуда будет выполнять регулярные туристические рейсы на Западе США. В дальнейшем компания планирует экспансию на всю территорию страны. Стартап возглавил ветеран американской авиатранспортной отрасли Эндрю Леви, ранее бывший соучредителем и президентом ультралоукостера Allegiant Air, а также занимавший должность финансового директора полносервисной United Airlines.

Читайте также  Казахстан завершит переоценку летной годности Boeing 737MAX в феврале

Ну, и еще один сектор сигнализирует о тенденции восстановления рынка. Компании, занятые в техническом обслуживании авиатехники, говорят о том, что перевозчики рассчитывают выставлять больше провозных мощностей, чем предполагалось ранее. GE Aviation прогнозирует существенный рост спроса на услуги капитального ремонта двигателей во второй половине текущего года. А компания AAR Corp. сообщила, что бронирование ангаров под ТО расписывается быстрее, чем в конце 2020 г. Очевидна тенденция повышения спроса на запчасти — как новые, так и бывшие в эксплуатации.

В целом авиакомпании США склонны считать, что самая глубокая часть кризиса пандемии уже пройдена.

ЕВРОПА

Даже в Европе, где дела обстоят хуже всего из-за беспорядочного, неожиданного, непредсказуемого и зачастую нелогичного закрытия границ отдельных стран континента, находят повод для оптимизма.

Крупнейший европейский лоукост-перевозчик Ryanair прогнозирует, что летний сезон в этом году, по-видимому, сдвинется, но зато будет более продолжительным. Ирландская компания готовится выставить до 75% провозных мощностей от уровня докризисного 2019 г. — там уверены, что европейцы найдут способ погреться на солнце и так или иначе попадут на пляжи.

:: CDG

Transavia, лоукост-подразделение одной из крупнейших европейских групп Air France — KLM, планирует оперировать 80% своих провозных емкостей к III кварталу. А авиакомпании другой крупной группы — Lufthansa Group после тяжелого I квартала ожидают достаточно быстрого улучшения финансовой ситуации.

Европейские авиакомпании возлагают большие надежды на восстановление рынка в летнем сезоне, на эффект набирающей обороты вакцинации и введение общеевропейских паспортов о COVID-статусе, владельцы которых будут освобождены от нахождения в карантине, самоизоляции и прохождения тестов.

РОССИЯ

По данным, представленным Росавиацией, в марте 2021 г. российские перевозчики суммарно обслужили 6,5 млн пасс., что примерно соответствует показателям марта прошлого года, когда впервые началось введение ограничений в связи с предупреждением распространения коронавирусной инфекции.

Всего за I квартал 2021 г. российскими авиакомпаниями перевезено 16,99 млн пасс. (–27% по отношению к I кварталу 2020 г). Но даже при сравнении показателей с «нормальным», докризисным 2019 г. общий пассажиропоток российских авиакомпаний в январе–марте этого года был только на 31% ниже предкризисного, что действительно вселяет надежду. Особенно при сравнении с Европой — во вторую неделю апреля, по данным европейского провайдера аэронавигационных услуг Eurocontrol, пассажиропоток в Европе был на 63,7% ниже, чем за тот же период докризисного 2019 г.

Вообще, по консервативным оценкам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), совокупный пассажиропоток российских авиакомпаний в 2021 г. может составить порядка 80 млн чел. Это на 37,5% меньше, чем в докризисном 2019 г., но зато больше на 15%, чем в прошлом, «ковидном» году, когда первые три месяца все-таки были полноценными. При этом ожидается, что львиная доля (87,5%) от общего числа пассажиров (70 млн) будут обслужены на внутренних воздушных линиях.

Именно поэтому авиакомпания «Аэрофлот» объявила о запуске самой крупной в своей новейшей истории программе полетов на внутреннем рынке, не задействующей ее московский хаб в аэропорту Шереметьево. Это практически совпало с вступлением в силу временного запрета на выполнение пассажирских полетов из РФ на курортные направления Турции и Танзании, с продлением остановки полетов в Великобританию до 1 июня и происходит на фоне остающегося фактически закрытым на протяжении более года международного авиасообщения в целом.

Читайте также  Крупнейшая российская авиакомпания раскрыла предпочтения пассажиров различных возрастных групп

Национальный перевозчик будет осуществлять прямые рейсы из 13 городов России в пункты черноморского побережья (Анапа, Сочи, Симферополь), а также в Краснодар и Ростов-на-Дону с 24 мая. Для аэропорта Симферополь, например, это означает, что в сравнении с прошлым годом маршрутная сеть полетов «Аэрофлота» выросла в 7 раз.

Полеты в Анапу будут выполняться из Архангельска, Челябинска, Самары, Казани, Мурманска, Новосибирска, Перми, Екатеринбурга, Тюмени и Уфы.

Авиакомпания соединит Сочи с Архангельском, Челябинском, Самарой, Казанью, Мурманском, Новосибирском, Пермью, Екатеринбургом, Тюменью, Уфой, Оренбургом и Сургутом.

В Крым перевозчик полетит из Казани, Мурманска, Новосибирска, Перми, Екатеринбурга, Тюмени, Уфы, Оренбурга, Сургута и Сыктывкара.

Добраться в Краснодар можно будет рейсами «Аэрофлота» из Казани, Сургута и Тюмени, а в Ростов-на-Дону из Самары и Уфы.

Кроме того, с 1 июня заработает региональный хаб «Аэрофлота» в аэропорту Красноярск, откуда будут выполняться полеты в города Южного и Дальневосточного федеральных округов. На первом этапе это будут Краснодар, Симферополь, Сочи и Благовещенск.

Выход «Аэрофлота» на межрегиональные маршруты послужит стимулом для развития внутреннего туризма.

Между тем рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило ПАО «Аэрофлот» рейтинг кредитоспособности на уровне ruAA-. Прогноз по рейтингу — стабильный. Группа «Аэрофлот» впервые получила кредитный рейтинг от российского агентства, которое отметило беспрецедентное влияние пандемии на деятельность группы, а также тот факт, что «операционные результаты компании по 2020 году лучше мировых компаний-аналогов за счет более быстрого восстановления внутреннего рынка и частичного открытия зарубежных направлений в летний период». Рейтинговое агентство положительно оценило действия компании по улучшению ситуации с ликвидностью: «помимо сокращения инвестиционной программы и реструктуризации лизинговых платежей в 2020 году, компания в октябре 2020 года провела вторичное размещение новых акций объемом 80 млрд рублей». «Получение рейтинга по национальной шкале от «Эксперт РА» улучшает возможности привлечения «Аэрофлотом» финансирования на долговых рынках, что является особенно важным в ситуации продолжающегося влияния пандемии на авиацию», — прокомментировал Андрей Чиханчин, заместитель гендиректора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот».

В целом более масштабное и стабильное восстановление корпоративного и международного трафика будет зависеть от введения определенных мер, таких как медицинские паспорта или стандартизированные протоколы тестирования на вирус. Так, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) призывает повсеместно ввести оперативный и надежный анализ на присутствие антител к вирусу и сделать его недорогим.

Восстановление туризма и воздушного транспорта будет зависеть от того, как быстро государства смогут вакцинировать своих граждан и стандартизировать требования к медицинским документам и протоколам тестирования. Но, без сомнения, спрос на авиаперевозки существует, и в ближайшее время он не будет снижаться.

Add a Comment