Международная практика государственной поддержки авиакомпаний
Распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 оказало беспрецедентное влияние на многие сферы мирового рынка, особенно сильно поразив гражданскую авиацию.
В результате самого глубокого в истории мировой авиации кризиса, практически полной остановки перевозок на международных направлениях авиакомпании по всему миру понесли невиданные убытки: по оценке Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в прошлом году они составили 150 млрд долл. Почти 50 авиаперевозчиков прекратили существование, многие находятся на грани краха.
Нет никакого сомнения в том, что мир увидел бы значительно больше банкротств, если бы не массированная государственная финансовая поддержка правительств своим авиакомпаниям.
ГОСПОМОЩЬ В 2020 ГОДУ
Реакция правительств многих стран мира показывает, что они признают жизненно важную роль авиакомпаний в восстановлении экономики, которое последует по окончании пандемии COVID-19. Но лишь немногие государства отважились на решительные меры поддержки вплоть до прямой финансовой помощи авиакомпаниям. Действительно, в менее драматичных условиях такое вмешательство несет риски нарушения принципов рыночной конкуренции: поддержка отдельных игроков как минимум неоптимальна для такой глобально взаимосвязанной отрасли, как коммерческие авиаперевозки. Однако в нынешних условиях все правила игры отброшены, учитывая всеобъемлющий масштаб шока, в котором пребывает отрасль.
ПЕРВАЯ
Вероятно, одним из первых и самым решительным образом на разразившийся кризис на рынке авиаперевозок отреагировало правительство Сингапура. Для этой страны гражданская авиация и туризм стоят высоко в списке приоритетов. Пока правительства других стран пытались разобраться в ситуации и предлагали полумеры по поддержке отрасли в кризисный период, Сингапур еще в марте 2020 г. принял радикальное решение: оказание прямой и мощной финансовой помощи национальному авиаперевозчику.
В результате одна из ведущих авиакомпаний Юго-Восточной Азии — Singapore Airlines (SIA) получила жизненно необходимую подпитку: пакет в 13 млрд долл. антикризисной помощи должен позволить ей не только пережить коронавирусный коллапс, но и обеспечить процветание авиакомпании, когда кризис наконец отступит. Это в прямом смысле путевка в будущее.
Технически финансовая помощь пришла к SIA с двух сторон: инвестиционная госкомпания Temasek Holdings (основной акционер SIA), используя ряд финансовых инструментов, предоставила национальному перевозчику 10,3 млрд долл. Дополнительно сингапурский банк DBS Bank предоставил краткосрочный кредит на 2,7 млрд долл.
С такими ресурсами Singapore Airlines получила возможность рассматривать перспективы роста в будущем. Авиакомпания использует эти финансовые ресурсы не только для того, чтобы компенсировать урон, нанесенный коронавирусом, но и направить их на стратегические цели. В частности, перевозчик намерен обновить парк, чтобы в дальнейшем иметь конкурентное преимущество.
КРУПНАЯ
В 2020 г. самая значительная помощь перевозчикам была оказана, естественно, самой большой экономикой в мире — США. Из федеральных фондов в поддержку воздушного транспорта было выделено совокупно более 80 млрд долл. грантами и займами.
:: FAA
Уже к середине апреля прошлого года Минфин достиг соглашения с 10 крупнейшими американскими авиакомпаниями, обеспечив их участие в Программе поддержки заработной платы (Payroll Support Program; PSP) в размере 25 млрд долл., установленной законом «Помощь в условиях коронавируса, восстановление и экономическая безопасность» (Coronavirus Aid, Recovery, and Economic Security; CARES) и изначально рассчитанной до 1 октября 2020 г. Этими авиакомпаниями стали Alaska Airlines, Allegiant Air, American Airlines, Delta Air Lines, Frontier Airlines, Hawaiian Airlines, JetBlue Airways, SkyWest Airlines, Southwest Airlines и United Airlines. Позже помощь была предложена и небольшим перевозчикам.
По соглашению, заключенному с министерством, гранты составляли 70% от предоставленной помощи, а 30% — кредиты под низкие проценты на 10 лет. Оно также предусматривало, что министерство будет получать от авиакомпаний варранты в размере 10% от суммы кредита, которые оно может позже конвертировать в акции по заранее определенной цене, если захочет.
В соответствии с требованиями закона CARES, авиакомпании, принимающие помощь, не могут сократить рабочие места через увольнения или отпуска, но они могут урезать персонал через добровольное материальное стимулирование, такое как досрочный выход на пенсию или оплачиваемый отпуск. Им также было запрещено выкупать собственные акции или выплачивать дивиденды до конца действия программы, и они должны согласиться на определенные ограничения по выплатам для менеджмента до 24 марта 2022 г.
Авиакомпании также должны поддерживать минимальный уровень обслуживания своей допандемической маршрутной сети в рамках «разумного и реального».
С тех пор в 2020 г. программа продлевалась еще дважды — сначала до ноября, затем до марта этого года.
Декабрьское продление позволило пассажирским авиакомпаниям в США вернуть на постоянную занятость около 26 тыс. сотрудников, оставленных без работы.
Только в зарплатные фонды американские пассажирские перевозчики за 2020 г. получили 40 млрд долл. Поддержка была оказана и коммерческим аэропортам: 12 млрд долл. двумя траншами в 2020 г. и дополнительно 8 млрд долл. в 2021-м. На нужды аэропортов авиации общего назначения было выделено 100 млн долл.
ЕВРОПА
В Европе помощь сильно отличается от страны к стране и состоит из мер, направленных конкретно на авиакомпании, а также пакетов общих экономических стимулов и краткосрочных договоренностей касательно гарантий работы.
:: MUC
Одна из крупнейших европейских групп авиакомпаний Lufthansa в июне 2020-го, после некоторых задержек и волнений, получила государственную помощь в размере около 9 млрд евро. Пакет включал в себя 5,7 млрд евро в форме «пассивного участия» федерального стабилизационного фонда WSF (при котором государство-инвестор участвует в капитале и разделяет риски, но не вмешивается в управление компанией); ссуды в размере 3 млрд евро от государственного банка KfW и консорциума частных инвесторов; пополнение уставного капитала на 306 млн евро, за которые государство приобрело 20%-ную долю в авиакомпании, и 2 млрд дополнительных кредитов от правительств Австрии, Бельгии и Швейцарии — стран, где работают крупнейшие дочерние предприятия Lufthansa.
Также были предусмотрены механизмы, защищающие авиакомпанию от враждебного поглощения и предполагающие потенциальное увеличение доли государства до 25% плюс одна акция. Согласованный сторонами порядок выплат по ссудам и инвестициям предполагает выход государства из участия в авиакомпании до 2023 г.
Это спасло компанию от неминуемой финансовой несостоятельности и процедуры защиты от кредиторов и дало ей возможность приступить к реализации антикризисной программы. Более того, приняв государственную помощь, группа сможет не только пережить пандемию, но и сохранить лидирующие позиции на европейском рынке воздушного транспорта.
Еще одна крупная авиационная группировка Air France — KLM в начале кризиса получила помощь в размере 7 млрд евро от французского правительства для Air France, в то время как правительство Нидерландов предоставило KLM 3,4 млрд евро. Французское государство решило предоставить холдингу прямую ссуду в размере 3 млрд евро со сроком погашения на четыре года, еще 4 млрд евро он получил в кредит от синдиката из шести банков со сроком погашения на 12 месяцев (с вариантами продления) — правительство Франции выдало гарантии на 90% этого кредита.
РАЗНЫЕ ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ
Формы поддержки пострадавших компаний имели самые разные формы. В апреле 2020 г. вдобавок к прямой финансовой помощи правительство Гонконга объявило о дополнительных мерах поддержки авиаотрасли (помимо пакета стимулирующих мер в размере 18 млрд долл., которые были направлены на поддержку экономики автономии в целом). Авиакомпании получили разовые субсидии за самолеты, зарегистрированные в Гонконге, а Управление аэропортом Гонконга (Airport Authority Hong Kong; ведомство, отвечающее за эксплуатацию и развитие международного аэропорта Гонконга) купило 500 тыс. авиабилетов у местных перевозчиков. Авиапредприятия получили примерно по 130 тыс. долл. за каждый крупный самолет, зарегистрированный в Гонконге, и по 26 тыс. долл. за каждый небольшой самолет. А приобретенные билеты помогли создать положительный денежный поток и будут использованы для стимулирования путешествий в Гонконг, когда авиасообщение возобновится.
И ВСЕ РАВНО УБЫТКИ
Закрытие границ и спад спроса, вызванный карантинными ограничениями, обрушили спрос на авиаперевозки (по данным IATA, за прошлый год авиакомпании недополучили выручку в 419 млрд долл.) и привели к невиданным убыткам авиакомпаний по всему миру, которые лишь частично покрываются огромными государственными вливаниями.
На крупнейшем рынке авиаперевозок мира за весь 2020 г. авиакомпании США обслужили на 60% пассажиров меньше, чем в 2019 г. Это самый низкий уровень пассажиропотока, зафиксированный с начала ведения соответствующей статистики в 1990 г.
Совокупные финансовые убытки американских авиакомпаний за 2020 г. превысили 35 млрд долл., подсчитала ассоциация авиакомпаний США Airlines for America (A4A). До этого семь лет подряд их деятельность была доходной, а в предкризисном 2019 г. регулярные пассажирские перевозки принесли авиакомпаниям прибыль в размере 15 млрд долл.
Согласно прогнозу A4A, пассажиропоток в США вернется к уровню 2019 г. не ранее 2023–2024 гг. при условии, что благодаря вакцинации в текущем и следующем году будут сняты основные ограничения на путешествия и прочие карантинные меры, препятствующие развитию бизнеса.
:: Newark
После того как три крупнейшие авиационные группы Европы представили финансовые отчеты за 2020 г., их многомиллиардные убытки наглядно указали на сложность задачи для перевозчиков выжить в 2021 г. — даже с учетом надежд на оживление рынка по мере распространения вакцинации. Глядя на нынешние показатели пассажиропотока, в среднем едва достигающие трети предкризисного уровня в Европе, участники отрасли понимают, что восстановление будет небыстрым и, вероятно, нелинейным, учитывая неопределенность относительно распространения вируса, темпов и эффективности вакцинации.
Практически для всех крупнейших авиационных групп Европы 2020 г. стал худшим за всю историю существования. Чистый убыток немецкой Lufthansa Group (включает Lufthansa, Austrian, Swiss, Eurowings и Brussels) достиг 6,7 млрд евро. Франко-нидерладская Air France — KLM объявила о потерях в размере 7,1 млрд евро. А группа авиакомпаний IAG, в которую входят British Airways, Iberia, Vueling и Aer Lingus, закончила год с рекордными убытками в 7,4 млрд евро (разница операционной прибыли с предыдущим годом составила 10 млрд евро!).
В РОССИИ
В России, так же как США имеющей заметный внутренний рынок, в 2020 г. общее падение пассажиропотока авиакомпаний составило "всего" 46% по сравнению с доковидным 2019 г. Внутренние перевозки сократились на 23,1%, но международные рухнули на 76,2%.
В отсутствие международных перевозок (приносящих основной доход) авиакомпании перенаправили провозные емкости на ВВЛ. Жесточайшая конкуренция, значительная составляющая постоянных расходов, снижение потребительского спроса и низкая платежеспособность населения привели к резкому снижению выручки перевозчиков и, как результат, к огромным убыткам.
По оценке Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), убытки российских авиакомпаний по итогам 2020 г. составляют 300 млрд руб.
НЕПРЕКРАЩАЮЩАЯСЯ ПОДДЕРЖКА
В 2021 г. коронавирус продолжает оказывать разрушительное влияние на авиатранспортную отрасль и экономику в целом. В свете непрекращающегося ужесточения ограничений на поездки во многих частях мира в течение I квартала этого года, ассоциация IATA предсказала, что перевозчики будут генерировать более крупные убытки на протяжении более продолжительного времени, чем предполагалось. Согласно обновленному сценарию ожидается, что совокупные убытки мировой авиатранспортной отрасли в этом году составят 95 млрд долл., что практически в два раза больше, чем организация ожидала всего три месяца назад.
IATA считает, что авиаперевозчикам потребуется дополнительно до 80 млрд долл. помощи, чтобы пережить этот год и дождаться относительно стабильного восстановления рынка.
И правительства начали действовать. В начале марта Конгресс США снова продлил действие программы поддержки заработной платы (PSP) — до 1 октября 2021 г. На эти цели выделена сумма в 14 млрд долл. для нужд авиакомпаний и 1 млрд долл. для предприятий наземного обслуживания.
Французское правительство выразило готовность продолжать поддержку группы Air France, поскольку в начале года компания по-прежнему теряла по 10 млн евро в день. Все усилия руководства группы Air France — KLM направлены на планы рекапитализации и концессии слотов — необходимые условия для получения одобрения Еврокомиссии на выделение группе дополнительного пакета государственной помощи. Министр транспорта Франции заявил, что готов отстаивать интересы перевозчика и вести переговоры с ЕК «столько, сколько необходимо" для достижения результата. Государство планирует вдвое увеличить свою долю (до 28%) в Air France — KLM, что позволит влить в группу еще 4–5 млрд евро.
В середине марта Еврокомиссия одобрила государственный заем очередному европейскому авиаперевозчику, классифицируя пандемию как чрезвычайное, непредвиденное событие, имеющее значительные экономические последствия. ЕК одобрила выделение финскому национальному перевозчику Finnair госзайма в размере 418,8 млн долл. Следующий на очереди — португальский флагман TAP Air Portugal, который ожидает разрешения комиссии на госсуду в размере 606,5 млн долл.
В свою очередь, Министерство финансов Израиля объявило о новом плане спасения для своего финансово неблагополучного национального авиаперевозчика El Al Israel Airlines и его дочернего бюджетного подразделения Sun d’or. Правительство планирует авансом приобрести авиабилеты на сумму 210 млн долл. для сотрудников служб безопасности аэропортов, в которые будут летать эти авиакомпании в течение следующих 20 лет.
Конечно, не все правительства смогут или захотят продолжать оказывать поддержку своим авиаперевозчикам. Но во многих странах, где авиатранспорт и туризм являются важными секторами экономики, государство оказывало и продолжает оказывать адекватную поддержку авиакомпаниям.
Такие действия правительств могут стать главным фактором, определяющим лидеров рынка на выходе из пандемии COVID-19.
Безусловно, наступит время, когда придется рассмотреть вопрос о том, как сильно госпомощь исказила рынки. Но пока задача первоочередной важности — сохранить деятельность авиакомпаний к тому времени, когда все придет в норму.
:: Heathrow